ТОП 10 лучших статей российской прессы за March 6, 2019
Холодная волна
Автор: Алексей Козаченко, Богдан Степовой, Эльнар Байназаров. Известия
Иностранцы пройдут по Севморпути под присмотром российских кораблей
Россия берет под защиту Северный морской путь(СМП). Правительство разработало правила прохода по нему иностранных военных кораблей (документ имеется в распоряжении "Известий"). Представители США не раз заявляли, что также заинтересованы в СМП "и Россия не имеет права диктовать там свои условия". Однако с принятием новых правил ситуация изменится.
Правила были разработаны из-за "активизации в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств". Они направлены на сохранение контроля над экологией и торговым судоходством.
Буквально в среду командующий Европейским командованием ВС США генерал Кёртис Скапарротти заявил во время слушаний в сенате, что "Соединенные Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике", так как имеют в СМП "ресурсную и коммерческую заинтересованность".
ИНТЕРЕСНЫЙ СЕВЕР
Особый интерес к Русскому Северу США и другие страны НАТО проявляют давно и не ограничиваются словами. В прошлом году по Севморпути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции "Рона". Командир корабля тогда заявил: целью похода было "развитие наших знаний о регионе".
Корабли с крылатыми ракетами на борту, проходящие по Севморпути, несут серьезную угрозу России, так как держат под прицелом фактически все военные и политические центры страны.
В сложившейся международной обстановке контроль над СМП России просто необходим, заявил "Известиям" зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
По мнению президента Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николая Злобина, новые правила прохода СМП являются продолжением последовательной политики.
- Россия давно встречает недовольство со стороны США, Канады и целого ряда европейских стран, даже Китай претендует на доступ к Северу, - пояснил эксперт.
Как отметил военный эксперт Владислав Шурыгин, прописать правила прохода СМП для иностранных военных кораблей "нужно было еще вчера".
- НАТО и Соединенные Штаты Америки вполне могут попытаться создать очередной очаг напряженности у наших границ. И проход французского военного корабля это доказывает, - отметил эксперт. - Корабли будут заходить, проводить там определенное время и уходить. Потребуется следить за ними и брать на сопровождение.
Согласно новым правилам, иностранное государство должно будет отправить уведомление о проходе своих плавсредств по Северному морскому пути за 45 суток до его начала.
В документе требуется указать название военных кораблей и судов, цель, маршрут и сроки плавания. А также перечислить основные параметры: водоизмещение, длину, ширину, осадку и характеристики энергетической установки. Наконец, сообщить воинское звание и фамилию капитана судна.
Также появится требование брать на борт российских лоцманов. В случае осложнения ледовой обстановки именно российские ледоколы должны будут обеспечить иностранным судам проводку.
Корабли обязаны выполнять требования защиты морской среды от загрязнения. В случае возникновения аварийной ситуации или ухудшения ледовой обстановки командиры должны послать в ближайший российский порт или на военно-морскую базу сообщение о происходящем.
- Если российская сторона придет к выводу, что судно старое, имеет не приспособленную для ледовых морей обшивку или неподготовленный экипаж, его проход может быть запрещен, - рассказал "Известиям" вице-президент Российской ассоциации морского права профессор Камиль Бекяшев.
Если корабль или судно последует по Севморпути без разрешения, российская сторона может применить принудительные меры по его остановке вплоть до чрезвычайных - ареста или уничтожения судна-нарушителя, считает профессор.
- Международное морское и национальное законодательство позволяет это сделать, так как судно угрожает мореходству, экологии и человеческим жизням, - пояснил Камиль Бекяшев.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.