Телефонные мошенники стали мстить людям, которые при разговоре пытаются их разыграть: номера таких клиентов злоумышленники начинают использовать в качестве подменных. Об этом "Известиям" сообщили в "Лаборатории Касперского". Информацию подтвердили эксперты на рынке и столкнувшиеся с такой ситуацией граждане. Если с номера человека шёл звонок, в результате которого были украдены деньги, к абоненту могут возникнуть вопросы у следствия, предупредили юристы. В ЦБ напомнили: при подозрительных звонках следует немедленно бросать трубку.
В последние месяцы наметилась новая тенденция телефонного мошенничества - месть не попавшимся на уловки гражданам, рассказал "Известиям" главный эксперт "Лаборатории Касперского" Сергей Голованов. Он уточнил, что теперь злоумышленники звонят россиянам, которые разыгрывают преступников по телефону или ругаются с ними.
- Телефонные номера таких людей в дальнейшем используются мошенниками в качестве подменных при обзвонах других граждан. В результате позже "шутникам" начинают звонить жертвы злоумышленников с требованиями вернуть деньги, - пояснил Сергей Голованов.
В мае "Известия" уже писали об аферистах, использующих как подменные номера обычных граждан для преступных звонков. Во втором квартале 2022-го мошенники стали наращивать активность, следует из данных приложения Kaspersky Who Calls. За этот период вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество поступали 41% россиян, тогда как в первом квартале эта цифра находилась на уровне 36%. В марте количество звонков злоумышленников сократилось, но уже в апреле снова начало расти и достигло своего пика в июне, оценили в "Лаборатории Касперского".
Среди легенд и схем, которые активно применялись в течение шести месяцев этого года, можно выделить роботизированные обзвоны и звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов, отметили в компании.
О последствиях шуток над телефонными мошенниками "Известиям" рассказал и москвич Евгений (имя измене-но по просьбе собеседника). Он уточнил, что иногда поддерживал разговор с неизвестными, даже если подозревал, что на другом конце провода могут быть злоумышленники.
- Как-то я решил над ними подшутить: разговаривал с ними полтора часа и в конце концов сказал, что сразу понял, кто мне звонит. Они обиделись и стали использовать в своих целях мой номер. Есть такая функция: человеку звонят якобы от имени банка, и он видит какой-то номер, но на самом деле эта комбинация цифр принадлежит рядовому абоненту. Таким образом они подставили и мой номер. После этого мне в течение недели звонили и говорили: "Здравствуйте, вы мне только что звонили. У меня от вас пропущенный вызов", - рассказал Евгений.
О подобных случаях знает ведущий специалист департамента анализа защищённости Digital Security Вадим Шелест. По его словам, на Западе известны истории, когда киберзлодеи организовывали группы и сообщества на подпольных площадках с целью отомстить за разоблачения журналистам и исследователям информационной безопасности.
В ответ на запрос "Известий" о мстительных мошенниках в Банке России сообщили, что телефонные злоумышленники применяют различные уловки и психологические приёмы, чтобы вывести человека из равновесия и отключить у него критическое мышление, например с помощью множественных звонков и СМС-рассылок.
- Чтобы не стать жертвой мошенников, никогда и ни в коем случае не сообщайте звонящим, кем бы они ни представлялись, личные данные, данные банковской карты, коды из CMC, секретные слова. При поступлении подозрительного телефонного звонка немедленно прервите разговор, - рекомендуют в ЦБ.
Впрочем, с точки зрения монетизации для мошенников такая схема неэффективна, считает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов: подмена номера используется для повышения уровня доверия к входящему звонку со стороны жертвы, поэтому логичнее применять городские телефоны. Вряд ли такой формат будет часто использоваться. Вместе с тем использование номера мошенниками чревато попаданием в базы нежелательных абонентов, что создаст проблемы при звонках на незнакомые номера, регистрации в различных сервисах, а также повышенным уровнем спама, предупреждает Владимир Ульянов.
Если номер гражданина используют мошенники, то к нему могут возникнуть вопросы у следствия в том случае, если звонящему с этого номера злоумышленнику удалось обмануть собеседника, пояснил "Известиям" управляющий партнёр коллегии адвокатов Реп & Paper Алексей Добрынин. Тогда человека, чей номер мошенники использовали, ожидает вызов в полицию для дачи объяснений в рамках доследственной проверки или допроса в качестве свидетеля по обстоятельствам возбуждённого уголовного дела.
- В этом случае во избежание подозрения в совершении преступления необходимо занять активную позицию защиты, представить доказательства своей непричастности, в том числе получить сведения от оператора мобильной связи с детализацией своих исходящих звонков и навигации своего нахождения в момент звонка потерпевшему. Доказать, что обыватель не совершал подобного звонка потерпевшему, а его номер был использован мошенниками в целях совершения преступления, - рассказал Алексей Добрынин.
"Известия" направили вопрос в топ-30 российских банков: известно ли там об участившейся мести мошенников через подмену номеров клиентов. В "Открытии", банке "Ак Барс", Росбанке и "Зените" ответили, что клиенты не сообщали о подобном сценарии. В "Открытии", впрочем, подчеркнули: сложно представить, что клиенты с подобными кейсами будут обращаться в банк, так как финансовых потерь у них быть не должно. Общая рекомендация -не стоит пытаться разыграть злоумышленников, резюмировали в Росбанке.