По итогам 2023 года рост ВВП пока оценивается в рекордные 3,5% — как сообщил среду, 17 января, на совещании у президента глава Минэкономики Максим Решетников, такая динамика основана на внутреннем спросе, как потребительском, так и инвестиционном. С учетом уточнений, полагают в Минэкономики, показатель может достичь и 4%, а в ближайшие годы превышать 2%, хотя вероятность такого сценария пока вызывает сомнения у экспертов на фоне исторической динамики и сохраняющихся проблем в экономике. Так, вызовом для нее была вчера названа инфляция на уровне 7,4%, также среди ограничителей роста — дефицит кадров, дороговизна кредитов и перспективы инвестиций. Отраслевые итоги будут подводиться позднее — из крупных «блоков» вчера оглашены лишь результаты жилищного строительства: ввод жилья за год составил 110,1 млн кв. м, что стало новым рекордом,— он, впрочем, вряд ли может заметно вырасти при уточнении.
Вчера на совещании Владимира Путина с правительством власти подвели итоги 2023 года в целом по экономике. Сославшись на мнение премьер-министра Михаила Мишустина, Владимир Путин сообщил, что показатель роста ВВП, который сейчас оценивается в 3,5% по итогам года, при «более тщательном подсчете может оказаться и чуть повыше».
Речь может идти об итоговом показателе роста ВВП примерно в 4%, добавил глава Минэкономики Максим Решетников, оговорившись, что это будет при условии, «если масштаб уточнений будет сопоставим с предыдущими годами».
«Наши эксперты подтверждают, что такой результат, скорее всего, будет достигнут, но итоговую цифру скажет Росстат в конце этого года»,— заверил министр. Он пояснил, что всего существует пять оценок за каждый год роста экономики, которые уточняются в течение двух лет,— в частности, перед Новым годом Росстат представил новую оценку ВВП в 2022 году, снизив оценку спада с 2,1% до 1,2% (см. “Ъ” от 9 января).
В 2023 году рост ВВП на 3,5% также оказался во многом возможен благодаря позитивным пересчетам Росстата данных за второй—третий квартал прошедшего года (см. “Ъ” от 30 ноября 2023 года). По мнению Александра Исакова из Bloomberg Economics, впрочем, рост в 4% по итогам 2023 года маловероятен. Он отмечает, что пересмотры роста ВВП в последние 20 лет были асимметричными по знаку первой оценки. Так, средний пересмотр для квартального роста год к году действительно составил плюс 0,46 процентного пункта (п. п.), но кварталы со спадом активности Росстат в среднем переоценивал вверх на целых 0,95 п. п., а кварталы роста — на 0,3 п. п. вверх. «Таким образом, базовая оценка роста по Минэкономики в 3,5% — уже на верхней границе того, что согласуется с доступными данными, а история уточнений оценок Росстата говорит о том, что результаты периодов роста скромнее уточняются "вверх". Следовательно, рост 2023 года, скорее всего, оказался выше 3%, но ниже 4% даже с учетом дооценок»,— заключает экономист.
В целом сложившийся рост ВВП, отметил Максим Решетников, обеспечен высоким внутренним спросом — как потребительским, так и инвестиционным.
Так, суммарный оборот розничной торговли, общепита и платных услуг за январь—ноябрь 2023 года в реальном выражении вырос на 5,7%. В основе этого, по его словам, рост реальных доходов населения за счет как мер господдержки (за три квартала они выросли на 4,4%), так и реальных зарплат (за вычетом инфляции) — на 7,7% (номинальный рост составил 13%). Прежде всего рост доходов был обеспечен первой половиной года. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с учетом сезонности месяц к месяцу зарплаты росли за июнь на 0,3%, за июль снижались на 0,6%, за август росли на 0,6%, за сентябрь снижались на 0,4%. «Инфляция слишком высока, а финансовое положение компаний уже недостаточно надежно, чтобы быстро повышать зарплату даже в условиях ярко выраженного дефицита труда»,— поясняли аналитики. В октябре же 2023 года действительно наблюдался подскок роста показателя, но, как отмечали аналитики центра, он необычен (выброс) и был обусловлен переносом традиционной январской индексации на октябрь в силу роста инфляции и ожидаемого повышения МРОТ (см. “Ъ” от 27 декабря 2023 года).
В части инвестиций, напомнил Максим Решетников, рост за три квартала 2023 года оценивается в 10%, а «в структуре инвестиций выросли вложения в модернизацию и расширение производства и закупку нового оборудования». Впрочем, ранее аналитики ЦБ уже отмечали, что рост инвестиционных расходов во многом связан с удорожанием оборудования на фоне санкций и курсовых изменений, а сама инвестактивность носит инерционный характер, то есть рост обеспечен в основном завершением старых проектов (см. “Ъ” от 11 января). Внутренний спрос при этом, по словам министра, «удовлетворяется растущим внутренним производством» — за январь—ноябрь промышленное производство выросло на 3,6%, а «обработка» — на 7,5%.
В ближайшие годы, по словам Максима Решетникова, ожидается, что темпы роста ВВП будут составлять более 2% в год. Такие темпы, добавил он, могут позволить в ближайшие три-четыре года обогнать Японию по объему ВВП по паритету покупательной способности, поскольку разрыв «не такой большой», а Япония растет темпами менее 1%. Впрочем, добавим, такое сравнение «размера» экономики является довольно условным, поскольку не отражает ее структуру и качество.
Вызовом для экономики, отметил Владимир Путин, остается инфляция, которая по итогам года составила 7,4%,— в дальнейшем власти рассчитывают на ее снижение.
Так, заверил Максим Решетников, ускоренный рост цен на отдельные товары будет сдерживаться за счет роста предложения и «максимальной поддержки экономики предложения». Пока же, как следует из опубликованных в среду данных Росстата, на 15 января годовая инфляция осталась на уровне 7,44% (как и неделей ранее; в конце декабря — 7,42%).
В целом, сообщил президент, хорошие результаты также показали сельское хозяйство, туризм и грузооборот — более детально итоги прошлого года будут рассматриваться на отдельных отраслевых совещаниях. Единственным «отраслевым» итогом, обнародованным на 17 января, стали оценки работы строительного сектора, который в общей сложности обеспечивает 13% ВВП,— по словам Владимира Путина, показатель ввода жилья в 2023 году составил 110,1 млн кв. м, что стало новым рекордом. Отметим, это превысило предварительные оценки, которые назывались в декабре — 105–108 млн кв. м, и на 7,2% превышает показатель 2022 года (тогда — 102,7 млн кв. м).
Как после совещания сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, из этого объема 51 млн кв. м приходится на многоквартирные дома (плюс 13% к 2022 году, когда застройщики ввели 45,5 млн кв. м), а на индивидуальное жилищное строительство — порядка 59 млн кв. м (рост на 3,5% — против 57,2 млн кв. м). Таким образом, в декабре введено около 10 млн кв. м многоквартирных домов (против 8,2 млн кв. м годом ранее), а ИЖС — около 7 млн кв. м, что стало де-факто переломным моментом для этого сегмента (объем ввода частных домов за 11 месяцев еще отставал от прошлогоднего), в том числе на фоне крайне низкой базы декабря 2022 года (1,2 млн кв. м). Впрочем, добавим, такой рост объемов жилья пока слабо отразился на показателях обеспеченности населения жильем, что связано со снижением доступности жилья в последние годы из-за его удорожания — сейчас показатель составляет около 27 кв. м общей площади на человека.