ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Янв. 10, 2019

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: «ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ В ТЕАТРАХ НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ УДАЧНОЙ ПРЕМЬЕРЫ»

Рейтинг: 0

Автор: МИХАИЛ ЗЫГАРЬ. GQ

Вокруг Николая Цискаридзе и большого театра последние годы кипят такие страсти, что побеседовать с легендарным артистом GQ попросил не театроведа, а сделавшего себе имя на работе в горячих точках журналиста и писателя Михаила Зыгаря.

GQ: Кто из великих танцовщиков XX века вам наиболее близок? С кем вы себя ассоциируете?

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: Я себя ни с кем не ассоциирую, но мне всегда были интересны биографии великих людей, их точки отсчета в профессии. Я человек с практическим складом ума: моя мама – физик, все мои родственники – юристы, поэтому, в отличие от большинства людей искусства, я лишен сантиментов.

Неужели вы не сравнивали себя с Нижинским, Нуреевым, Фокиным, Мясиным...

Что вы! Никогда не сравнивал, даже не интересно было. Судьба Нижинского очень трагична. Судьба Нуреева волшебна и отчасти просчитана. Когда я готовил роли, которые когда-то исполнял Рудольф Хаметович, я много читал о нем, но интересовал меня в первую очередь его подход к творчеству, а не судьба.

Я на сто процентов уверен, что вы как ректор его выгнали бы быстро.

Нет, наоборот, культивировал бы его способности. Ему нужна была поддержка, ведь свой главный прыжок к свободе Нуреев совершил не в Ле-Бурже, сбежав из СССР, а гораздо раньше, когда смог из Уфы попасть в Ленинград. Меня всегда интересовало: как ему это удалось? Ведь тогда это было просто невозможно. В итоге, уже став ректором, я нашел документ за подписью директора училища В. И. Шелкова. Благодаря ему Нуреев попал в школу, благодаря ему не уехал обратно в Уфу, благодаря ему оказался в Мариинском – тогда еще Кировском – театре. Я поэтому и говорю, что его судьба складывалась волшебно: всегда находился человек, который просто за ручку его брал и вел вперед.

Покровитель.

Я сказал бы «скрепа», которая соединяет один уровень с другим, как в игре на PlayStation. Так вот, его каждый раз переводили на новый уровень. Я с самим Нуреевым не встречался, потому что он умер в тот год, когда я только пришел в театр, но я об этом не жалею. Многих выдающихся артистов его поколения я знал лично, и часто при встрече для меня происходило крушение идеала. Иногда лучше быть на расстоянии, так интереснее, потому что стоит переступить через рампу, как рушится миф.

Вы могли бы принять такое решение, как он, – убежать?

Понимаете, он сам это решение принимал спонтанно. Я тоже совершил много спонтанных поступков и не знаю, как повел бы себя конкретно в той ситуации. Одна из моих самых больших удач в том, что я окончил хореографическое училище в 1992 году и наш выпуск был первым после развала Советского Союза. Думаю, в другое время ни я, ни Лопаткина никогда так быстро не достигли бы действительно большого успеха. Тогда все в воздухе дышало переменами, а мы и были этими переменами, тем поколением, которое пришло на смену. Запад хотел новых имен, и мы, такие странные и неординарные, попали в эту струю и тут же громко о себе заявили. Что было бы с нами, родись мы чуть раньше и начни карьеру в советский период? Я думаю, было бы очень тяжело и вряд ли я дошел бы до своего нынешнего положения так быстро, даже имея способности, каких не было ни у кого другого.

Давайте поговорим немного о вашем отношении к Советскому Союзу и советскому балету.

Это для меня разные вещи, потому что мой Советский Союз – это главным образом Тбилиси. Если вы там не бывали в советские годы, вы не видали советский рай.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни