ТОП 10 лучших статей российской прессы за
April 23, 2019

Горькая пилюля

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Трифонов. Профиль

В российской фармацевтике назревает серьезная проблема: в 2025 году закончатся регистрационные удостоверения абсолютного большинства лекарств. Что автоматически означает их исчезновение из продажи, поскольку перерегистрировать большинство препаратов производители не собираются. Даже, скорее, наоборот: их будут снимать с производства. А совсем недавно Счетная палата РФ признала программу «Фарма‑2020» самой неэффективной из всех госпрограмм – удалось потратить не более 67% всех выделенных на нее средств. Меньше, чем на любую другую. И хотя оптимисты говорят: «Зато украли меньше», но суть в том, что тратить деньги некуда. «Профиль» решил выяснить, что же происходит сегодня на лекарственном рынке страны.

От простого к сложному

Лекарства бывают разные – есть простые, есть сложные, а есть очень сложные – для орфанных, то есть редких заболеваний. Они действуют очень выборочно. К примеру, аспирин, или ацетилсалициловая кислота – лекарство простое. А анаприлин (действующее вещество – пропранолол) – очень сложное. Это антиаритмическое средство (бета-адреноблокатор). Если объяснять простым языком, то правовращающийся изомер пропранолола эффективнее в сто раз, чем левовращающийся. Или известный всем кетамин: его левовращающийся изомер обладает обезболивающим эффектом, а правовращающийся вызывает резкое возбуждение и бред, порой даже галлюцинации. И таких примеров можно привести сотни.

Но химическая формула у этих веществ одинаковая, и традиционными мерами определить вид молекулы невозможно. Это означает, что обычная диагностическая лаборатория качества лекарственных средств различить изомеры не может.

Есть и другие тонкости. Так, часто лекарство содержит в себе два активных вещества, которые принято неофициально называть «лошадь» и «наездник». Задача «лошади» – попасть в определенный орган, где уже активируется до того спящий «всадник» и начинает действовать. Очень часто «наездник» и «лошадь» – антагонисты, и поэтому в препарате есть связывающее их вещество – «попона», или «седло». Такие типы лекарств характерны, как правило, для орфанных заболеваний. Например, связка «лошадь» – «наездник» используется во многих онкологических препаратах, когда надо доставить активное вещество в опухоль.

Производство таких лекарств требует огромных затрат, да и разработка тоже влетает в копеечку. В 90‑х годах в медицинских вузах говорили, что в цене любого импортного препарата 30% – это инвестиции в научные разработки, 10% – маркетинг, 20% – накладные расходы и только остальное – сама работа фармацевтической промышленности.

Оригинальные препараты дороги, но есть отличная возможность сэкономить. Достаточно взять уже готовый оригинальный препарат, изучить его возможности и выпустить свой, со схожими характеристиками. Деликатно говорят, что делается это после окончания патентной защиты, но, по сути, на нее никто внимания не обращает – ведь химическая формула препарата отличается, и, соответственно, авторские права на другой состав не распространяются. И всегда можно сказать, что это собственная разработка. При этом пропустить такие важные, но дорогие этапы, как проверка действия на животных, часть клинических испытаний, что в итоге дает отличную экономию.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни