ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Feb. 6, 2023

Незакрытый гештальт

Рейтинг: 0

Автор: Татьяна Меликян. Профиль

В России пора принять закон о психологической помощи, считают депутаты Госдумы и соглашаются в профессиональном сообществе. Сейчас документ, как отмечают специалисты, особенно нужен, потому что в обществе нарастают тревожно-депрессивные состояния. Однако последняя попытка обсудить проект документа закончилась скандалом. Что тревожит россиян и пугает самих психологов, разбирался «Профиль».

Посттравматическое расстройство общества

В начале декабря на встрече Владимира Путина с участниками II Конгресса молодых ученых представитель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Артем Ковалев обратил внимание президента на ситуацию с психологической помощью в стране: «…разные шаманы, гадалки, экстрасенсы стали продвигать свои псевдопсихологические услуги».

После пандемии и тем более в период проведения специальной военной операции, подчеркивал спикер, крайне важно, чтобы профессиональные специалисты занимались такими проблемами, как посттравматическое стрессовое расстройство у военнослужащих, оказывали квалифицированную психологическую помощь их женам, членам семей, работали с беженцами, особенно с детьми.

Ковалев предлагал начать системную работу по привлечению квалифицированных психологов к решению этих задач во всех ведомствах, учреждениях и агентствах. Путин с этим предложением согласился и вспомнил опрос ВЦИОМ 2021 года, в ходе которого 15% респондентов признались, что нуждаются в психологической помощи, а среди молодых людей так ответил каждый третий.

В ноябре 2022-го Всероссийский центр изучения общественного мнения представил обновленные данные этого исследования. Потребность поговорить по душам, получить психологическую помощь заметнее всего выросла у молодежи 18–24 лет (35%), жителей мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга (24%), активных пользователей интернета (23%). По результатам июльского опроса ВЦИОМ, именно эти социально-демографические группы чаще других подвержены стрессу.

Впрочем, отрицающие потребность в помощи психологов, как правило, просто не доверяют представителям этой профессии. В хорошем отношении к терапии в основном признаются молодежь 18–34 лет (59–36%), россияне с высшим образованием (29%), москвичи и петербуржцы (36%), а также активные потребители интернета (35%). То есть доверяют профессии в основном те, кто уже осознал, что нуждается в помощи.

Заметно вырос спрос на очные и дистанционные психологические консультации. Так сложилось, что именно в запрещенном в России Instagram процветают аккаунты «врачевателей душ», коучей и разных любителей мотиваций и тренингов. Тройка самых популярных в российском сегменте психологов выглядит так: Владимир Зуев (6,2 млн подписчиков), Михаил Лабковский (4 млн) и Мария Бразовская (2,7 млн). В описании услуг: системная терапия, гештальт, гипноз, «помогу разобраться в семейных отношениях».

Буйным цветом расцвела поп-психология формата YouTube. Яркий пример – Вероника Степанова, на чей канал подписаны 2,4 млн человек. «Здесь вы найдете профессионально аналитичные, откровенные и глубокие видео на самые различные темы: атопсихология, неврозы, конфликты, секс и многое другое!» – обещает автор канала.

При этом пользователю сложно разобраться в квалификации таких специалистов и тем более как-то проверить данные. Разговоры о том, кого в принципе правомерно называть психологами, с новой силой разгорелись осенью 2022-го, когда стало известно о подготовке профильного законопроекта. В начале октября в интернете появился вариант текста, вызвавший бурную критику в профсообществе.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни