У водителей такси остался один день, чтобы заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) и предоставить информацию о нем в уполномоченный орган. После 31 октября работа не оформивших новый полис таксистов будет считаться незаконной — их разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси приостановят и аннулируют, а также могут оштрафовать на сумму до миллиона рублей. По данным Союза автостраховщиков, больше 400 тысяч таксистов, имеющих разрешения на перевозки, все еще не получили ОСГОП. В профсоюзе «Таксист» не ожидают коллапса в транспортной сфере.
Кому нужен полис
По закону весь общественный транспорт входит в систему обязательного страхования. Каждый перевозчик страхует свою ответственность за ДТП, чтобы в случае аварии пассажир мог получить компенсацию за вред своему здоровью. До недавнего времени такси оставалось единственным видом транспорта, владельцы которого не страховали свою ответственность. С принятием нового закона о такси, который вступил в силу 1 сентября 2023 года, ОСГОП решили наконец распространить на машины с шашечками. Соответствующие поправки Владимир Путин подписал еще прошлым летом, но в силу закон вступил только 1 сентября 2024 года.
Согласно документу, у перевозчиков, получивших разрешение возить пассажиров и багаж легковым такси до 1 сентября 2024 года, есть 60 дней на заключение договора ОСГОП и представление информации о нем в орган исполнительной власти субъекта РФ. Таким образом, этот срок истекает 31 октября 2024 года.
Обязанность оформить новый полис лежит именно на перевозчике — юрлице, ИП или физлице, то есть самозанятом водителе, а не на агрегаторе или службе заказа. При этом неважно, кто именно является собственником транспортного средства. Отдельный полис оформляется на каждый автомобиль.
Наступит ли транспортный коллапс
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) на 29 октября, было оформлено около 147 тысяч полисов ОСГОП. При этом в реестры по всей стране включены около 620 тысяч автомобилей, следует из данных ФГИС «Такси» на начало октября. Получается, больше 450 тысяч машин на данный момент остаются в «серой зоне», их водители могут лишиться работы уже 1 ноября.
«Не исключаю и даже уверен, зная наших людей, что многие решат оформить полис в последний день, — прокомментировал цифры «Парламентской газете» зампредседателя комитета РСА по правовым вопросам Михаил Порватов. — Сделать это можно онлайн, поэтому у добросовестных перевозчиков не должно возникнуть проблем».
В профсоюзе «Таксист» не ожидают коллапса в транспортной сфере 1 ноября. Во-первых, потому что многие водители полис ОСГОП уже оформили или сделают это в ближайшие дни, а во-вторых, вряд ли правоохранители или власти регионов запустят тотальные проверки с первого дня действия закона, объяснил нашему изданию зампред союза Андрей Попков. «Но если даже человека без полиса выловят, это стимулирует и его и других соблюдать закон, поэтому советую не нагонять страстей относительно нововведений», — заключил Попков.
Между тем с 1 ноября региональные органы власти получат право применять санкции в отношении перевозчиков, не оформивших полис ОСГОП. Пока его наличие будут проверять в ручном режиме, но в Минтрансе уже работают над интеграцией ФГИС «Такси» с базами страховщиков и МВД для автоматического контроля, рассказали нашему изданию в Общественном совете по развитию такси. Там также добавили, что разрешение на работу могут отозвать у всего автопарка, если полиса не окажется хотя бы у одной машины. «В случае выявления отсутствия полиса, например в ходе рейда, региональные власти могут приостановить разрешения, если хотя бы один из автомобилей в парке не обеспечен страховкой, даже если остальные 20 имеют действующие полисы», — объяснила председатель Совета по такси Ирина Зарипова.
Ответственность за отсутствие
По закону о такси службы заказа должны ежедневно проверять статус разрешений перевозчиков в региональных реестрах и передавать заказы только в случае, если разрешение не приостановлено и не аннулировано. В случае отсутствия у перевозчика полиса ОСГОП и данных о нем в региональном реестре перевозчиков легковым такси это будет рассматриваться как нарушение, и действие разрешения будет сначала приостановлено, а через 30 дней — аннулировано.
Кроме того, в КоАП есть статья за несоблюдение законодательства о страховании ответственности. За отсутствие полиса могут оштрафовать, правда, пока только должностных и юрлиц. Для первых сумма взыскания может составить от 40 до 50 тысяч рублей, для компаний — от 500 тысяч до миллиона рублей.
Краткосрочные полисы будут
Центробанк сформировал тарифный коридор, в рамках которого может изменяться стоимость полиса ОСГОП в зависимости от индивидуальных рисков перевозчика — от 1,3 до 5,4 тысячи рублей в год. По данным Российского союза автостраховщиков, в среднем годовой полис обойдется таксисту в сумму 2,5-3,5 тысячи рублей.
Оформлять страховку пока можно только на один год, но 28 октября в Госдуму внесли законопроект, позволяющий заключать договор и на меньший срок — от десяти дней, по аналогии с ОСАГО, правда, в случае автогражданки минимальный срок страхования — один день. Короткий полис ОСГОП будет удобен тем, для кого такси — это подработка.
К слову, наличие полиса ОСАГО также является обязательным для каждого таксиста — это гарантия возмещения в случае причинения вреда третьим лицам в результате ДТП. Причем этот полис должен иметь специальную пометку «такси». По данным Центробанка, частота страховых случаев по полисам такси по итогам 2023 года оказалась в 6,6 раза выше, чем по полисам на другие легковые машины.
В выигрыше от нововведения должны оказаться в первую очередь пассажиры такси. Сумма положенной им компенсации в случае происшествия вырастет вчетверо по сравнению с нынешней по ОСАГО. Лимиты выплат пассажирам по полису ОСГОП составляют: 2,025 миллиона рублей — причинение вреда жизни, 2 миллиона рублей — причинение вреда здоровью, 23 тысячи рублей — причинение вреда имуществу. За компенсацией нужно обращаться в страховую компанию, оформившую таксисту ОСГОП. Помимо заявления, понадобится копия протокола ГИБДД с данными, что человек пострадал в ДТП, а также заключение врачей о полученных травмах.