Еще в советские годы у полуострова Крым были две ярко выраженные государственные функции – геополитическая: военно-морская база в Севастополе обеспечивала влияние СССР на Черном море. Вторая функция – всесоюзная здравница: из-за дефицита теплых морей в огромной северной стране практически только Черное подходило в качестве места для массового отдыха и оздоровления для почти 300-миллионного населения. Тем не менее Крым, а особенно город федерального подчинения Севастополь никогда не были «советскими Мальдивами», то есть чисто рекреационной территорией. На небольшом по размерам полуострове развивались достаточно серьезная промышленность и сельское хозяйство.
Сразу после Великой Отечественной, во время которой полуостров превратился в арену тяжелейших боев и его экономика была практически полностью разрушена, Москва не жалела средств для восстановления Крыма – уже к 1951–1952 годам его промышленность и сельское хозяйство достигли довоенного уровня.
На полуострове активно строились предприятия, электростанции, железнодорожные вокзалы. Сегодня в это трудно поверить, но в те годы под Керчью даже появился Камыш-Бурунский железорудный комбинат, который обеспечивал рудой гиганта советской металлургии – завод «Азовсталь», – о нем сегодня мы, к сожалению, слышим только из военных сводок.
Во второй половине 1960-х в Крыму было открыто 40 новых промышленных предприятий, а к началу 70-х объем промышленного производства области увеличился почти в семь раз по сравнению с предвоенным 1940-м. Быстрыми темпами развивались судостроение, машиностроение, химическая и пищевая промышленность и, конечно, сельское хозяйство. До войны орошаемые земли на полуострове занимали площадь 38 тыс. га, к концу 1982-го – около 330 тыс., почти в десять раз больше. Таков был эффект после запуска в строй Северо-Крымского канала, принесшего днепровскую воду в сухие степи Северного Крыма.
После открытия и разработки запасов газа на Тарханкутском полуострове в Северном Крыму и на Арабатской стрелке полуостров стал энергетически самодостаточным, а новые газопроводы, связавшие все крупные города, дали толчок развитию экономики Крыма и радикально улучшили быт местного населения.
В 70-е годы продукция крымской промышленности была известна далеко за пределами полуострова. Люди в возрасте наверняка помнят, какими популярными среди советских покупателей были телевизоры «Фотон» и магнитолы «Ореанда», выпускаемые в Симферополе. На всю страну гремели названия таких предприятий, как Симферопольский завод телевизоров имени 50-летия СССР, Симферопольский завод продовольственного машиностроения, Сакский химический завод, Красноперекопский химический завод, Крымский завод двуокиси титана имени 50-летия СССР, Керченский судостроительный завод «Залив» им. Б.Е. Бутомы, ПО «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» и многие другие.
Крымское судостроение – это вообще отдельная тема. На Керченском судостроительном заводе «Залив» впервые в стране было освоено производство крупнотоннажных танкеров. В 80-е годы Мировой океан бороздили шесть нефтеналивных гигантов, построенных в Керчи, – «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс» и «Советская нефть». Эти супертанкеры водоизмещением свыше 180 тыс. тонн были гордостью советского судостроения. За один рейс керченский танкер мог перевезти такое количество нефтепродуктов, которое вмещается в состав железнодорожных цистерн длиной 40 км.
А еще во всех портах СССР работали плавучие краны, выпущенные на Севастопольском морском заводе. По всему Союзу использовались 45-кубовые тракторные прицепы Джанкойского машиностроительного завода, гидроударные машины для геологического бурения Феодосийского механического завода, приборы Севастопольского приборостроительного завода, санитарно-технические приборы крупнейшего в СССР симферопольского завода «Сантехпром», детали и запчасти для металлургических заводов, стальная эмалированная посуда Керченского металлургического завода им. П.Л. Войкова – что только не выпускалось в те годы в Крыму!
Нелюбимый пасынок Украины
После распада Советского Союза и перехода Крыма под юрисдикцию Украины началась резкая деградация всего хозяйственного комплекса полуострова. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены, сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.
Оказавшиеся не у дел сотни тысяч квалифицированных крымчан формально перешли в малый бизнес, а по факту подались в «челноки», перекупщики и менялы трех валют, циркулирующих на полуострове, – рубли, доллары и украинские купоны (гривны). Так Крым из периода советского процветания перешел в стадию украинского упадка.
В Крыму начались процессы, сходные с российскими, – приватизация, аукционы, дробление крупных предприятий на несколько мелких. Характерный пример: Севастопольский морской завод, где создавались плавкраны и корабли, был разделен на несколько предприятий, которые начали тихо умирать.
За 23 украинских года отраслевая структура полуострова изменилась кардинально – более 60% валового регионального продукта (ВРП) Автономной Республики Крым занимал сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т. д.). Промышленность скатилась до 16%, сельское хозяйство – до 10%. Примечательно, что доля туристического сектора, который, по идее, должен быть главным кормильцем такого уникального места, как Крым, сжалась до 4%. И объяснение здесь простое: украинская власть не смогла организовать адекватный финансовый контроль, поэтому львиная доля доходов от туристического бизнеса (до 80%) оставалась «в тени». Крымчане по привычке сдавали свои квартиры и дома отдыхающим, даже не задумываясь об уплате налогов. Учитывая чудовищный уровень коррупции на Украине, эти вопросы с налоговиками на местах решались запросто и «по-домашнему». В результате туристический сбор в последнем украинском 2013 году составил всего лишь 30 млн рублей, или 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.
Параллельно с разрушением крупной индустрии ухудшалось положение в легкой и пищевой промышленности Крыма, в производстве напитков и табачных изделий. И даже в некогда процветавшем сельском хозяйстве шло постоянное снижение производства, что контрастировало с остальными регионами Украины, где эта сфера, наоборот, процветала год от года.
Возвращение в родную гавань
Сразу после объединения Крыма и Севастополя с «большой» Россией на полуостров устремились огромные потоки отдыхающих из РФ, которые за годы массовых недорогих туров по зарубежным курортам уже успели подзабыть о существовании такой жемчужины, как Крым. И каково же было их удивление, когда они впервые за долгие годы прибыли на полуостров, оставшийся в их детских и юношеских воспоминаниях как чудесный, уютный и процветающий уголок, и увидели совершенно другую реальность – разбитые дороги, облупленные санатории, плохонький сервис, обилие безвкусных «курятников», налепленных по всему побережью в качестве «мини-гостиниц», а главное, потрясающе низкий уровень жизни местного населения. Крым весной 2014-го выглядел жалко и уныло, словно внезапно постаревший и подряхлевший красавец, который еще совсем недавно был веселым кутилой и сердцеедом.
Тем не менее после воссоединения Крыма с Россией на полуострове начался отсчет совершенно нового времени. Федеральный центр начиная с 2014 года «не жалел патронов» для развития Крыма и Севастополя. Огромные средства пошли потоком на восстановление дорог, инфраструктуры и социальной сферы. На полуострове стали появляться новые больницы и учебные заведения.
После террористической акции нацистов с Украины, которые в 2015-м взорвали линию электропередачи со стороны Херсонской области, полуостров практически погрузился во тьму, но в кратчайшие сроки Россия организовала энергомост со стороны Краснодара и начала срочно создавать собственную генерацию в Крыму. Был построен уникальный Крымский мост, связавший полуостров с Большой землей. Затем буквально на глазах стала прокладываться новая супертрасса «Таврида», соединившая Керчь с Севастополем.
И все это происходило на фоне удушающих санкций, которые Запад обрушил на Россию и крымчан, посмевших вырваться из объятий ненавистной им Украины. Это сегодня, после начала спецоперации по освобождению Донбасса, уже вся наша страна столкнулась с самыми лютыми санкциями, а ведь Крым жил в аналогичных условиях все последние 8 лет. И получается, что в настоящее время полуостров стал экспериментальной площадкой, опыт которой может пригодиться всей огромной России.
При этом надо учесть, что давление Крым испытывал не только со стороны западных стран, которые заблокировали на территории полуострова привычные интернет-сервисы, запретили торговать там крупным зарубежным сетям, а обладателям крымских заграничных паспортов наотрез отказывают в выдаче въездных виз. Не меньшее давление обрушили на полуостров российские крупные частные и даже государственные компании.
Наотрез заходить в Крым отказались крупные банки, включая Сбербанк. На топливном рынке полуострова так и не появилась ни одна из больших нефтеперерабатывающих компаний, в результате чего бензином не очень убедительного качества торгуют здесь только местные производители, причем стоимость его стабильно выше на 10%, чем на материке. Компания РЖД не рискнула зайти на полуостров, чтобы связать его с материком, создав для пассажирских перевозок специальную «дочку». Даже Почта России стыдливо функционирует здесь под псевдонимом «Почта Крыма». И вся эта мутная неопределенность существовала в течение 8 лет после воссоединения.
Как это ни парадоксально, но именно начало военной операции на Украине в Крыму восприняли как возможность нормализации экономической жизни. Вот уж поистине, кому война, а кому шанс для реализации скрытых возможностей. Ведь отныне, по логике, крупным корпорациям, которые раньше «стеснялись» Крыма, теперь, получив по полной программе весь пакет санкций, бояться нечего, и, глядишь, они осмелеют настолько, что обратят свое внимание на этот привлекательный субъект Федерации. Как считает депутат заксобрания Севастополя Вячеслав Аксенов, после завершения военной спецоперации на Украине обязательно будет признание нового миропорядка, при котором Крым и Севастополь станут нормальными равноправными субъектами РФ, а ранее наложенные ограничения будут сняты, что даст возможность возобновить работу тех отраслей, которые сейчас угнетены.
Время возможностей
Впрочем, военная операция пока в самом разгаре, но Крым уже получил очевидные плюсы. Самый главный из них – после освобождения Херсонской области по Северо-Крымскому каналу, который был заблокирован Украиной, наконец пошла вода. Это стало мощным стимулом для развития сельского хозяйства в степных районах полуострова.
Как заявил глава Крыма Сергей Аксенов, благодаря возвращению днепровской воды аграрии уже в этом году могут увеличить посевные площади на 20 000 гектаров! Плюс к этому сейчас активно налаживаются контакты с аграриями Херсонской области, что позитивно повлияло на снижение цен на овощи и фрукты.
Второй плюс сложившейся ситуации – из-за закрытия многих стран для наших граждан полуостров превращается в мощный центр внутреннего туризма и отдыха. Правда, серьезной помехой в этом году стало пока закрытое после начала спецоперации небо на юге России, тем не менее поток поездов и автомобилей в этом году уже увеличился.
Наметились подвижки и в финансовом секторе. На полуостров основательно зашли серьезные игроки – ВТБ и Промсвязьбанк, что внушает сдержанный оптимизм: не исключено, что и остальные банки начнут потихоньку подтягиваться. Кстати, еще один санкционный плюс полуострова – здесь вообще никого не затронуло известие об ограничении работы западных платежных систем, поскольку все последние годы Крым использовал отечественную карту «Мир».
И наконец, главная возможность для полуострова – сегодня при наличии огромных «замерших» денег в стране Крым превращается в настоящий клондайк для инвестиций. Напомним, даже несмотря на годы украинской разрухи, в промпроизводстве Республики Крым сосредоточено более 5465 крупных, средних и малых предприятий, которые занимаются добычей полезных ископаемых, производством пищевых продуктов и напитков, химических веществ и химических продуктов, а также резиновых и пластмассовых изделий. Сохраняют свой потенциал машиностроение и энергетика.
Огромные возможности сегодня и у сельского хозяйства. Общая площадь сельхозугодий Республики Крым составляет 1,7 млн га, в том числе пашня – 1,2 млн га. Благодаря мягкому климату и огромным неосвоенным территориям на полуострове сложились идеальные условия для выращивания яблок, груш, слив, персиков, абрикосов, черешни, не говоря уже о винограде. В среднем в год здесь производится около 123,5 тыс. тонн винограда и вырабатывается 6,6 млн дал виноматериалов. В винодельческой промышленности региона работает 26 предприятий. Климат региона благоприятен для возделывания эфиромасличных культур (кориандр, роза, лаванда, шалфей), а также сырья для производства биотоплива (рапс).
Есть и новые сферы для инвестиций. Например, качественная медицина, которая не помешала бы региону, заточенному на оздоровление гостей полуострова. Объективно здесь не хватает хороших отелей. Есть свои перспективы и для развития IT-сферы. Одним словом, сегодня в Крыму сложились все условия для того, чтобы построить новую эффективную экономику.