Импортёры из Китая отказываются от поставок в Россию продукции так называемого двойного назначения до подтверждения платежей (предоплаты), узнали "Известия". Речь об электронике, промышленном оборудовании и другой технике, рассказали в логистических компаниях, информацию подтвердили в деловых объединениях. Причиной стал новый пакет августовских санкций, в который попали 46 организаций из КНР, а также тщательные проверки платежей китайскими банками. Товары подолгу задерживаются на складах, отчего стоимость доставки выросла в среднем на 15%. Представители бизнес-сообщества планируют обратиться к властям за поддержкой.
Ряд импортёров приостановил поставки продукции в Россию без подтверждения оплаты, рассказал "Известиям" президент ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов "АвтоГрузЭкс", совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. 23 августа приняты очередные санкции, под которые попали китайские компании и банки, сотрудничающие с РФ, что насторожило финансовые организации и поставщиков продукции из КНР.
29 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков во время брифинга отметил, что власти двух государств ищут решение проблемы банковских платежей.
- У нас более чем солидный объём торгово-экономических отношений. При таких объёмах и при такой недружественной окружающей обстановке обойтись без каких-то проблемных историй невозможно. Но действительно партнёрский дух наших отношений позволяет нам весьма конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы, - подчеркнул представитель Кремля.
Зафиксированы случаи, когда банки возвращали деньги за уже отгруженный товар, если не подтверждалась его "санкционная чистота", рассказала "Известиям" генеральный директор компании Atvira Екатерина Кизевич.
- Из-за опасений вторичных санкций китайские финорганизации возвращают оплату назад независимо от того, ушёл груз в РФ или нет, - объяснила она. - Возникла странная ситуация, когда в Россию из Китая поступает груз, а затем возвращаются заплаченные за него деньги.
Порой платежи не проходят даже по неподсанкционным товарам, рассказал "Известиям" вице-президент общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Николай Дунаев. Неудивительно, что китайские производители и поставщики в этих условиях отказываются отгружать товары, отмечает участник рынка.
- Те компании, что имеют налаженные связи с китайскими контрагентами, раньше получали товары, используя кредит доверия, - говорит вице-президент "Опоры России". - Однако в августе из-за возвращения платежей за уже поставленную продукцию кредит доверия иссякает.
Новичкам рынка без подтверждения оплаты товары не отправляют, а провести деньги всё труднее, уточняет эксперт.
- Даже поставка сугубо гражданских изделий может быть заблокирована "на всякий случай", - рассказал "Известиям" директор ООО "ТСК "Строй-Арсенал"" Алексей Черкасов. - В частности, это промышленное и электрическое оборудование, различные виды электромашин и трансформаторов.
Что касается поставок летательных аппаратов или дронов, то российскому контрагенту часто нужно доказать, что эти изделия не будут применяться в военных целях, отмечает участник рынка.
- Промышленное оборудование, электроника, станки и прочие товары двойного назначения относятся к "чувствительным". Сделки с их участием гораздо тщательнее проверяются китайскими банками, - рассказал "Известиям" председатель "Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей" (РАСПП) Виталий Манкевич.
Последние санкции США затронули почти 400 лиц и компаний, которые, по мнению американцев, способствуют проведению российской спецоперации на Украине. В списке есть и 46 китайских компаний, что насторожило многих партнёров в КНР, отметил участник рынка.
- Наибольшее давление оказывается на поставки товаров двойного назначения, которые могут использоваться как для гражданских, так и для военных целей, - сказал "Известиям" коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф-Карго" Михаил Коптев. - Это микрочипы и электронные компоненты; промышленное оборудование, станки, линии; компоненты для авиационной и космической промышленности; оборудование для связи и навигации.