Уже через неделю во всех детских садиках страны зазвучит бессмертный новогодний гимн «В лесу родилась елочка». Хотя далеко не факт, что елочка, вокруг которой малыши будут водить хоровод, родилась именно в лесу. Даже если дерево натуральное, а не искусственное, то вырасти оно могло и на землях сельхозназначения, и в зоне установки опор ЛЭП, а то и вовсе на елочных плантациях, страшно сказать, Европы.
Так какие елки мы ставим в своих квартирах, где их выращивают и по какой цене будут продавать в этом году?
380 тысяч отечественных елей украсят дома россиян в этом году, подсчитали аналитики Центра устойчивого развития Россельхозбанка. Общий оборот рынка живых (вернее, свежесрубленных) деревьев в этом сезоне достигнет 14,5 млрд рублей, что примерно на 1,5 млрд рублей больше, чем год назад. Хотя в прошлом году аналитики Россельхозбанка сообщали о 450 тысячах заготовленных к Новому году деревьев. Получается, елок на этот раз продадут меньше.
И ничего удивительного. Россияне постепенно отказываются от натуральных деревьев, в том числе из-за постоянного роста цен на этот товар, прямо скажем, не первой необходимости. В последние годы цены растут на 10 - 20% ежегодно (о причинах - ниже). Зато стабильно идут вверх продажи искусственных деревьев, а также лапника - свежих веток сосен, пихт и елей (о предпочтениях наших читателей см. «Опрос «КП»). Стоят ветки намного дешевле целого дерева, а Новым годом в доме запахнет. Еще их активно берут как декор. По оценкам Центра устойчивого развития РСХБ, спрос на лапник в прошлом году был вдвое выше, чем в сезоне 2022/2023.
КАВКАЗСКАЯ ПИХТА СТАЛА ИМПОРТНОЙ
Главные российские поставщики новогодних елей - Омская, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, Башкортостан и Татарстан.
Что касается импорта, то, по оценкам экспертов, в этом сезоне на российский рынок попадет не больше 220 тысяч новогодних деревьев из-за рубежа. Еще 5 - 6 лет назад эта цифра, по сведениям Таможенной службы, достигала 300 тысяч.
- В начале 2000-х годов рост продаж импортных елок был стремительным, они очень быстро набирали популярность, - рассказал «Комсомольской правде» совладелец компании «Елки.биз» Владимир Борисов. - Но в последние годы спрос не растет. Сейчас мы даже наблюдаем откат назад - те клиенты, которые всегда предпочитали импортные деревья, в этом году интересуются отечественными.
По словам Владимира Борисова, все дело в цене - привозные деревья стали стоить слишком дорого. Главная причина - валютные колебания и изменение маршрутов доставки из-за санкций. Раньше разница в цене на наши и импортные деревья не была столь заметной, при этом качество у импортных в большинстве случаев выше.
Главные поставщики - Польша, Белоруссия, Германия, Сербия, Латвия и Дания, где эти деревья выращивают в промышленных масштабах, примерно как тюльпаны в Голландии.
Из импортных деревьев очень популярна в России (как и в других европейских странах) пихта Нордмана. У нас ее называют датской елью, хотя на самом деле она кавказская. Имя ей присвоили в честь профессора ботаники Александра фон Нордмана, который в XIX веке был заведующим Одесским ботаническим садом. Сейчас из одной только Дании 5 млн таких пихт ежегодно идут на экспорт.
- Главное преимущество этих деревьев - они очень долго не осыпаются, - объясняет Владимир Борисов. -Хвоя у пихты Нордмана мягкая, и дерево выглядит очень пушистым, ведь за рубежом на плантациях саженцы постоянно подрезают, за деревьями ухаживают.
Кстати, что касается формы елки, то здесь, по словам эксперта, у разных народов свои предпочтения. Если россиянам нравятся пушистые, то в Германии ценятся елки с выраженными ярусами. Возможно, это связано с немецкой традицией зажигать на елке настоящие свечи.
В России пихты Нордмана на плантациях не разводят. Эти деревья растут у нас самосевом - на Кавказе сохранились крупные массивы. Более того, семена этой пихты европейские производители закупают именно в России. Но в нашей средней полосе пихта Нордмана не приживается - не те температура и влажность.
- А создать промышленные плантации в горах - трудная задача, - говорит Владимир Борисов.
ПОБОЧНЫЙ БИЗНЕС И ОБРЯД ОБРЕЗАНИЯ
В российских питомниках растут обычные ели, которые мы уже совсем скоро увидим на елочных базарах. Специализированных плантаций, где за елками ухаживают и правильно их подрезают, как пихты в Дании, в нашей стране совсем немного. Плантация деревьев под сезонную рубку - это длинные инвестиции, не все предприниматели готовы ждать, да и на сверхприбыли рассчитывать не приходится.
На нехватку специальных елочных плантаций еще несколько лет назад указывали даже в Рослесхозе. Глава ведомства (на тот момент) Иван Валентик сетовал на нерентабельность выращивания деревьев специально к праздникам.
- Новогодняя елка растет 5 - 8 лет, для современной России это слишком долгая окупаемость проекта, - пояснял чиновник.
Сейчас для лесопользователей этот бизнес скорее побочный. На продажи в канун праздников идет, например, часть елок, которые «родились» в специальных питомниках, основная задача которых не вырастить новогодние деревья, а подготовить посадочный материал для лесовосстановления (например, на пострадавших от лесных пожаров участках и т. п.). Но количество деревьев для сезонных новогодних продаж в таких случаях ограниченно.
- Когда мы приезжаем в питомник, с которым сотрудничаем, то отбираем себе для продажи не больше 3% деревьев - остальные не имеют нужного нам товарного вида, - говорит Владимир Борисов. - Наша компания покупает ели в питомниках Кировской области и Пермского края, голубые ели в горшках - в Воронежской области, а сосны везем из Тульской области. В Подмосковье новогодних деревьев выращивается мало, питомники специализируются на других - обычно садовых деревьях и кустарниках.
Однако, по словам эксперта, их компания в этом году впервые пустит в продажу деревья собственного производства, выращенные именно как новогодние в Дмитровском районе Подмосковья.
- Мы заложили плантацию в 2017 году, и в этом году продадим первую партию, хотя и очень небольшую, так называемой удмуртской ели, - рассказал Владимир Борисов.
Удмуртская ель - это не особый вид, а товарное название обыкновенных елок, которые правильно обрезали во время роста, чтобы добиться нужной формы и пушистости. Но и стоят такие деревья значительно дороже обычных, потому что растут они медленнее из-за регулярных обрезаний. Если обычная ель достигает 2 метров за 10 - 12 лет, то «удмуртская» вырастет за это же время максимум до 1 м 20 см.
- Вообще на российские елки спрос большой, они явно в дефиците, - резюмирует Владимир Борисов. - Мы работаем со своими поставщиками давно, поэтому у нас проблем с закупками нет. Но нередко слышим, как питомники отказывают новым покупателям, потому что уже все распродали постоянным клиентам.
ЛЕСНЫЕ «ДИКАРИ»
Чтобы добыть новогодние елки в условиях такого дефицита, бизнес придумывает разные ходы. Вот три примера.
1 Товар закупают у лесопользователей, которые заготавливают древесину (она идет на строительство домов, производство мебели, отопление и т. д.). На арендованных для вырубки участках можно найти молоденькие елки или сосны, которые вполне сойдут за новогодние. Здесь же затовариваются и лапником.
2 Иногда на елки пускают верхушки больших деревьев - эта часть елей для заготовщиков древесины не представляет интереса.
3 Еще один источник - деревья, которые можно отыскать в лесах на тех площадях, которые подлежат расчистке от древесно-кустарниковой растительности, речь о лесных дорогах, квартальных просеках, участках под линиями электропередачи.
Теперь вы понимаете, почему многие деревья, которые продают в декабре на елочных базарах, имеют такой диковатый внешний вид? Многие из них действительно росли в лесах «дикарями». Зато и цена на них ниже, чем на специально выращенные деревья.
ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ?
Это самый важный вопрос. Особенно для тех, у кого дети: тут не отвертишься, купишь по любой цене.
- Процентов на 15 - 20 будет рост и на импортные елки, и на отечественные, - выносит свой вердикт Владимир Борисов.
На мой печальный вздох собеседник отвечает:
- Тут момент психологический - многие товары растут в цене постоянно в течение года, но по чуть-чуть. И получается не так заметно. А за елками мы ходим раз в год - и каждый раз сравниваем нынешние цены с ценами прошлого года, которые еще хорошо помним. Поэтому кажется, что рост резкий.
- Ну еще понятно, почему импортные сейчас так дорожают, ну а наши-то куда?
- Причины все те же, что во многих отраслях: дороже обходится транспорт, не хватает персонала, поэтому дорожает стоимость рабочей силы. Отсюда и рост, - объясняет эксперт. - И во многих питомниках елки подорожали аж в полтора раза. Оптовые цены начинаются от 900 рублей за дерево. Но так же резко поднимать цены розничные продавцы не могут. Потому что есть определенный порог, после которого люди вообще будут массово отказываться от покупки.
Розничные цены будут во многом зависеть от породы дерева, его размеров, внешнего вида, да и разные продавцы будут просить за свой товар по-разному. Но в некоторых онлайн-магазинах цены выставлены уже сейчас. Самая маленькая елочка - размером до метра - будет стоить 2000 рублей. В прошлом году на елочных базарах Москвы такую можно было купить за 1800. Елка 2 метра - около 4 тысяч (подробнее см. «Конкретно»).
Но при большом желании можно найти в России и совсем другие цены…
Обоюдная выгода
В лесу раздавался топор журналиста
Корреспондент «КП» Александр Дыбин дает пошаговую инструкцию тем, кто захочет сам выбрать, срубить и принести домой елку.
- В этом году ели до метра мы продаем за 28 рублей 89 копеек, до 2 метров - за 57,78 рубля, до 3 метров - 86,67 рубля. Устраивает? Приезжайте! - приглашает нас главный лесничий Пермского лесничества Марина Тарасова.
Неужели такие цены еще бывают? Решено, едем! В лесничестве, до которого от Перми около 20 км, уже томится небольшая очередь.
- То ли еще будет! - говорит Марина. - Ближе к Новому году садимся всем персоналом на оформление договоров, получается целый конвейер! Народу раз в шесть больше стало за последние годы.
Здесь дают возможность на законных основаниях выбрать и забрать домой елочку по бросовым ценам. Оформление договора на вырубку занимает не меньше часа. Нужно снять копию паспорта, оплатить услугу онлайн. Предупреждают, что срубить можно одну елку в руки. В полученном документе указан план места вырубки. И становится ясно, почему елки так дешевы: вырубать деревья можно только на просеке под высоковольтной линией, до которой от лесничества ехать своим ходом еще километров 10.
Кстати, просеку энергетики и так должны чистить от зарослей. Ну ничего, получается ведь обоюдная польза. Но нам приходится еще долго колесить по дорогам и бродить вдоль кромки леса в поисках подходящего деревца.
Аналогичную услугу предоставляют и во многих других лесничествах страны. Возможностей заниматься рекламой у них часто нет, поэтому просто позвоните в ближайшее лесничество и уточните, можно ли к ним приехать за елкой. Нередко вам не только спасибо скажут, но еще и пилой с топором снабдят. А кое-где даже упакуют.