ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 12, 2015

ФИЗКУЛЬТУРА РЕЧИ

Рейтинг: 117.0

Автор: ЛУКЬЯНОВА Ирина. Фома

Взрослые люди, выходя на публику с докладом, жмутся, краснеют и двух слов связать не могут. Приходя за советом к специалисту — ходят вокруг да около, никак не могут изложить суть дела. На краткий вопрос «о чем книга» отвечают долгим подробным пересказом. Обрывки случайных разговоров, доносящихся до нас на улицах, в транспорте, в кафе, удручают обилием мата. Что происходит с нашей речью? Неужели мы разучились говорить? Или никогда не умели? И как научиться?

ОШИБКИ

Обычно мы сразу распознаем неграмотную речь на слух: она режет ухо. Иногда даже и не очень понятно, в чем дело, но ясно, что что-то не так. Что же режет нам ухо?
В первую очередь, это интонация. Речь образованного человека интонационно отличается от речи необразованного, речь иностранца — от речи русского. Норвежцы, например, слыша русскую речь, подозревают, что мы ругаемся: на их взгляд, мы говорим слишком громко, слишком напористо. У эмигрантов, долго проживших в чужой языковой среде, меняется интонация: русский американец, спрашивая «Ты будешь есть?», может повысить голос не на «будешь», как мы бы ожидали, а на «есть», последнем слове предложения.
Точно так же легко распознать интонацию человека, не обремененного культурой, даже не слыша его слов. «Как базарная баба» — это не только к содержанию речи и выбору слов относится, но и к интонации.
В разных регионах России есть свои интонационные отличия: например, брянская речь — певучая, с растяжкой, сибирская — стремительная, торопливая, скороговоркой. «Иииир, — спросила меня в детстве брянская подружка. — А почему вы, сибиряки, говорите «чо»?» — «А как надо?» — «Чииивоооо».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни