У нас на эти разговоры обычно табу: не принято разглашать свои доходы, неприлично хвастаться крупными покупками, неловко обсуждать суммы, отложенные на черный день. И все же денежные вопросы нельзя оставлять без ответов. ELLE предлагает выслушать специалистов
Представить нашу жизнь без денег невозможно: мы все поголовно вовлечены в финансовые отношения — не только с работодателями или продавцами продуктов потребления и всевозможных услуг, но и с близкими людьми. Разница лишь в том, что на работе денежные вопросы решаются через бухгалтерию, в супермаркете — через кассу, а с любимыми родственниками общаться сухим языком расписок, договоров и товарных чеков как-то не хочется. Но в любом случае, говоря о деньгах, мы часто испытываем чувство неловкости — как будто нам стыдно обсуждать этот сюжет открыто и откровенно. В результате часто мы не только терпим убыток, между нами еще и возникает масса недоразумений! Не выясненные вовремя вопросы превращаются в обиды, а то и в конфликты, которые ничем хорошим, как правило, не заканчиваются. Хотя, если разобраться, ответы, в общем, несложные. Главное — вовремя их озвучить.
ПОЧЕМУ Я НЕ УМЕЮ ТОРГОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ?
Екатерина Долженко, психолог: «Первое и самое очевидное объяснение — менталитет. В нашей, русской культуре не были так распространены базары, как на Востоке, где отсутствие торга со стороны покупателя едва ли не воспринимается как неуважение. В советский период система торга была практически уничтожена. Еще совсем недавно,
вплоть до 1990-х годов, продавец в магазине, а особенно его директор или начальник продовольственной базы были очень могущественными людьми. В стране не существовало конкуренции, а вместо нее действовала система распределения, вечно всего не хватало — ни о каком торге речь вообще не шла. Бери, что дают! Люди «доставали» товары через знакомых, из-под прилавка, часто переплачивая за дефицит. За все это время люди разучились сознавать себя полноправными участниками торговых отношений. Сейчас ситуация изменилась: рыночная система, возможность ездить по другим станам делают свое дело. Люди становятся свободнее, учатся — в том числе и торговаться.
Второй момент: торговаться в понимании многих — значит демонстрировать свою неплатежеспособность, бедность. А это стыдно. Стыд вообще коварное чувство: переживать его мучительно. Поэтому многие неосознанно избегают встречи со своим стыдом.
Кто у нас чаще других демонстрирует благосостояние? Богатые в первом поколении. Потомственные богачи, как правило, живут намного скромнее. Доказывать, что они выбились из нищеты, им не надо.
Нужно ли что-то делать со своей неспособностью торговаться? У психотерапевтов есть шутка: не чешите там, где не чешется. Если ваше неумение вести торг никак не сказывается на настроении, вы не думаете об этом постоянно, то и бороться с этим не стоит. Ходите по магазинам, где цена зафиксирована, и будьте счастливы. Но если неумение виртуозно сбить цену портит вам жизнь, надо над этим поработать.
Один из способов побороть неловкость — почаще ездить в страны, где торг уместен и социально поощряем. Не обязательно сразу бойко включаться в торговлю, можно понаблюдать за покупателями, примеряя на себя незнакомую роль. А однажды и самому рискнуть поторговаться. Если небо в этот момент не рухнет и вы не провалитесь сквозь землю, значит, урок прошел хорошо. А дальше закрепите навык другими покупками.
Надо отметить, что от торга получают удовольствие, как правило, люди определенного типа. Их легко узнать: обычно эти же люди легко говорят окружающим «нет». Они опираются на свои истинные желания и потребности, а не на оценку окружающих. Их не тревожит, что о них подумают другие. В процессе торга это выглядит так: человек сам оценивает товар и спрашивает сначала себя: сколько я готов на это потратить? Если цена оказывается выше, он смело предлагает меньшую. И никуда при этом не проваливается. Его собственные потребности находятся в приоритете».
КАК ПРОСИТЬ СКИДКУ В МАГАЗИНЕ?
Ольга Чуковская, младший fashion-редактор ELLE: «Возможность получить скидку в магазинах, где ценник фиксирован, зависит от того, к какому классу принадлежит магазин, насколько он большой и обладает ли разветвленной сетью. В маленьких бутиках каждый товар подотчетен, цены выше среднего, а значит, получить уступку вряд ли получится. Исключения — бренды, тесно взаимодействующие с журналистами или, например, блогерами. Иногда звонок в PR-службу Chanel, Max Mara или Miu Miu помогает снизить цену — в среднем до 30 % — просто потому, что мы с пресс-менеджерами делаем общее дело. Но обычным покупателям, если только они не постоянные клиенты, в дорогих магазинах добиваться снижения розничной цены в общем-то бессмысленно. А вот в массмаркете скидка — это элемент маркетинга: здесь важно продать как можно больше товара, и поэтому цену сбрасывают охотно. Например, в Topshop 10 % полагается всем студентам при предъявлении студенческого билета. В Zara корнер со скидкой присутствует практически всегда, вне зависимости от сезона распродаж. Можно попросить «служебную» скидку у продавца-консультанта, который вам помогал с выбором. Они редко отказывают».
Марта Вандыш, fashion-редактор ELLE: «Практически всегда можно получить скидку в меховых, ювелирных или автомобильных салонах. В первом и втором — когда продавцам нужно реализовать последнюю вещь или какую-то определенную партию. В последнем — если, например, необходимо продать уже выставленный в салоне автомобиль (они не должны «застаиваться»). Однажды, когда я собралась покупать машину, мне с ходу скинули 50 000 рублей на имеющийся в наличии автомобиль. Я все еще сомневалась, и тогда на меня посыпались прочие блага: бесплатная зимняя резина, страховка и даже путевка на острова! Я настороженно спросила менеджера: а что не так с этим автомобилем? А он ответил: «Просто это витринный образец, и мы обязаны продавать его в первую очередь».
КАК ЛУЧШЕ ТРЕБОВАТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ?
Глеб Лебедев, директор по исследованиям компании интернет-рекрутмента HeadHunter: «Для началанужно постараться трезво оценить свою «стоимость», изучив, например, существующие предложения на рынке. Еслиспециалистам с вашим опытом и знаниями предлагают в среднем более чем на 15 % больше, чем вы получаете,то можно обосновать просьбу так: с тех пор, как мне была установлена эта зарплата, ситуация на рынке изменилась, поэтому я бы хотела, чтобы мой доход был приведен к среднерыночному уровню. Естественно, тут нужны факты с вашей стороны, поэтому запаситесь доказательствами ваших слов.
Если же ваша зарплата вполне на уровне, но все равно хочется больше, то грамотный вариант — предложить руководителю взять на себя новые задачи, что (и вы должны это четко донести на переговорах)повлечет рост зарплаты. Ну а просто приходить к боссусо словами: хочу больше получать, потому что у меня теперькредит (машина, семья, ремонт...), — это верный путь к отказу. Более того, начальник начнет думать, что вы недовольны своей работой, что приведет к росту напряженности в ваших отношениях и вряд ли закончится чем-то хорошим».
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ НЕЛОВКО ПРОСИТЬ ДОЛЖНИКА ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ?
Екатерина Краснощекова, психолог, автор блога katerinakrass.ru: «Нам неудобно выпрашивать деньги, одолженные другу, потому что мы не хотим показаться жадными, не хотим беспокоить другого человека. Нам проще остаться «комфортными», чем причинять неудобство другому, открыто заявив о своих желаниях.
В подобных ситуациях лучше сразу оговаривать сроки возврата денег, и если срок прошел, а должник не объявился, то напомнить о себе — это нормально и «законно» с точки зрения морали. Правда в этом случае на вашей стороне, поэтому просите вернуть долг спокойно, твердым голосом, с внутренней уверенностью и не мучайтесь чувством стыда, потому что стыдиться тут нечего.
В жизни бывает всякое: зарплату позже дали, сапожки у ребенка порвались, украли кошелек — и мы спешим на помощь своим близким и друзьям. Но при этом необходимо держать в голове, что вы никому ничего не должны. Старайтесь давать в долг реже, а если даете, то руководствуйтесь принципом: «Даю столько, сколько могу подарить». И будьте готовы к тому, что человек может и не вернуть деньги. А если сумма крупная, будет уместно взять расписку».
ПОЧЕМУ У НАС НЕ ГОВОРЯТ О ДОХОДАХ (А В США, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ)?
Ирина Лемешева, социолог: «В протестантской этике существует убеждение: «Труд достоин вознаграждения» — и значит, финансовые достижения в почете. А нас история нередко учила довольствоваться малым. Заметим, что в марксистской теории, которая долго определяла идеологию нашей страны, как и в православии, прибыль,
достаток нередко выглядят как что-то аморальное.
Говорить о своих доходах трудно и потому, что при этом мы невольно «оцениваем» себя и сравниваем с другими — а для человека со скромной зарплатой и неустойчивой самооценкой это может быть очень болезненно. Или наоборот: высокий доход может раздражать завистников, а в обществе, где силен криминал, — еще и подвергать человека опасности».
Глеб Лебедев: «Если говорить о вакансиях, то в США, как и у нас, предлагаемую зарплату иногда указывают, а иногда нет. Например, 75–80 % вакансий на американском сайте monster.com содержат конкретную сумму. Другой вопрос: а почему работодатели не любят, когда сотрудники знают зарплату друг друга? В первую очередь это лишает их возможности манипуляций: сотрудник может прийти и сказать, что хочет такую же, как у его коллеги, потому что он работает столько же и даже больше».
КАК УПРАВЛЯТЬ БЮДЖЕТОМ В ПАРЕ, ЧТОБЫ НЕ ССОРИТЬСЯ?
Яна Коренева, семейный консультант: «Первое правило: во избежание обид и недоразумений лучше сразу же, как принято решение жить вместе, начать обо всем договариваться. А для этого каждому из партнеров нужно ясно рассказать о своих желаниях, надеждах и потребностях; о том, каким ему видится общий «семейный проект»
и долгосрочное будущее пары. Самая распространенная ошибка — это считать, что любимый или любимая «и так обо всем догадается, просто потому, что меня любит!». Никто из нас не телепат, у каждого за плечами определенный опыт отношений в семье родителей — и совершенно не факт, что у двоих этот опыт во всем будет совпадать. Поэтому нужно говорить вслух! В результате таких обсуждений исчезнут недомолвки и станет легче определить приоритеты в тратах, а также найти практические приемы управления бюджетом. Варианты здесь возможны разные: «общий котел», раздельные счета или же комбинация этих приемов — когда, например, «на хозяйство» каждый откладывает определенную сумму, но оба имеют отдельный резерв, который могут тратить, скажем, на свои увлечения».