Документ был принят в первом чтении 20 ноября. Изначально он касался только авторских отчислений от интеллектуальной деятельности. Предлагалось зачислять доходы признанных иноагентами россиян от творческой деятельности на специальный рублевый счет. Его открытие обязательно для них или тех, кто перечисляет гонорары. «Возможность распоряжаться денежными средствами появится у иноагента только после отмены статуса иноагента», — указано в законопроекте.
Теперь, согласно поправкам, это обязательство решили распространить и на средства признанных иноагентами граждан от продажи недвижимости и транспортных средств или сдачи их в аренду, а также на доходы в виде процентов по вкладам или дивидендов. В думской базе текст поправок опубликован не был, их содержание передал Володин. Он же сообщил, что рассмотреть законопроект во втором чтении планируется 17 декабря.
«Те, кто предал нашу страну, не должны обогащаться за счет ее граждан и использовать заработанные в России средства против нее», — написал Володин.
Глава комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, представлявший законопроект на заседании Госдумы, заявлял, что в реестре состоит 491 физическое лицо, а за последнее время иноагентами были объявлены 124 сотрудника СМИ, 54 «бывших гражданина» — деятеля культуры, 51 политический деятель, 25 общественных деятелей, 25 блогеров. По его словам, многие из них «действуют против интересов государства, активно участвуют в информационном противоборстве на стороне нашего противника», а некоторые финансируют украинскую армию и «вымаливают» у западных стран новые санкции против России.
Как предложенные нормы соотносятся с Конституцией
Нормы законопроекта о зачислении доходов от творческой деятельности иностранных агентов неоднозначны с точки зрения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой в 1886 году, говорил РБК руководитель Центра конституционного правосудия Иван Брикульский. Согласно конвенции, государства-участники не могут ущемлять личные неимущественные права авторов, а также принадлежащее авторам право на справедливое вознаграждение.
Предложенные к законопроекту поправки нарушают положения Конституции, в частности ст. 35, убежден адвокат Леонид Соловьев. Ограничения прав допустимы только в строго определенных Конституцией случаях, в том числе связанных с безопасностью государства, а каким образом предложенная норма устраняет риски безопасности (и есть ли они вообще), из текста поправок не следует, сказал Соловьев РБК. Согласно ст. 35 Конституции, право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты написали, что он полностью согласуется с уже установленными нормами федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», а его принятие конкретизирует обязанности иностранных агентов, которые вытекают из их общего правового статуса, и необходимы для защиты суверенных прав и интересов граждан России от иностранного влияния.
Поправки о доходах иноагентов противоречат конституционным нормам о распоряжении и имуществом граждан Российской Федерации, согласна юрист по гражданским делам Алла Георгиева. «Независимо от того, состоит ли человек в реестре иноагентов или нет, он вправе им распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами. В данном случае произойдет дискриминация одних собственников перед другими», — сказала Георгиева РБК.
С формальной точки зрения эти поправки не соответствуют Всеобщей декларации прав человека и другим документам, регулирующим неотъемлемые права и свободы людей, утверждает партнер Novator legal Group Илья Сорокин. Предлагаемые изменения он считает «данью трендам».
Управляющий партнер юридической компании ЭНСО Алексей Головченко ранее в разговоре с РБК не согласился с тем, что законопроект противоречит Конституции. В частности, нет противоречий ст. 35, которая охраняет право частной собственности, так как «никто не конфискует активы», не говорит он.
Оправданными принимаемые меры назвал в интервью РБК председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. «Если граждане начинают громогласно выступать против политики, которую сегодня проводит государство, то общество и государство имеют право в этой жесткой ситуации принимать меры», — заявил он.
Условием получения средств в законопроекте и поправках указан выход из реестра иноагентов. Бывшему депутату петербургского законодательного собрания Борису Вишневскому суд отказал в августе этого года. Представитель Минюста на суде утверждал, что Вишневский продолжает находиться под иностранным влиянием, так как дает интервью иностранных агентам и иностранным организациям, распространяет «материалы и сообщения о принимаемых государственными органами РФ решениях и проводимой ими политике» через «иностранные площадки».
Артисту Максиму Галкину суд в 2023 году также отказал в исключении из реестра, после чего он обратился в Верховный суд, но суд не стал рассматривать жалобу.
Георгиева допускает, что состоящие в реестре иноагентов граждане начнут искать пути, как уйти от специального счета, и будут сейчас переоформлять свое имущество на родственников, заключая сделки купли-продажи или дарения. «Полагаю, это создаст предпосылки для заключения мнимых и притворных сделок, что по своей природе делает их недействительными. Процесс этот никак не будет контролироваться и отслеживаться. Поэтому такие поправки бессмысленны, если будут пути их обойти», — заключила юрист.
Сделки по переоформлению имущества на родственников или иные попытки защитить имущество могут быть оспорены, считает Сорокин.
Как расширялись законодательные нормы об иноагентах
2012 год: принят первый закон о некоммерческих организациях — иноагентах.
2017 год: понятие «иноагент» было расширено на СМИ.
2019 год: принят закон о возможности признать иноагентом физическое лицо.
2022 год: иноагентам запретили вести просветительскую и образовательную деятельность среди несовершеннолетних, организовывать публичные мероприятия, проходить контрактную службу в армии, быть членами избиркомов.
2023 год: иноагентам запретили получать от государства финансовую и другую имущественную поддержку, в том числе на творческую деятельность.
Февраль 2024 года: принят закон, запрещающий размещать рекламу на сайтах иностранных агентов, в их блогах, социальных сетях.
Май 2024 года: иноагентам запретили избираться на выборах любого уровня. Депутаты-иноагенты были лишены мандатов.