ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 8, 2017

Театр 13 цезарей

Рейтинг: 0

Автор: Ольга Федянина. Коммерсантъ Weekend

Три века истории взаимоотношений русского театра и русской власти

Театр по природе своей — оппортунист. Он — искусство сегодняшнего дня, его нельзя ни отложить, ни спрятать в стол, поэтому из всех его потребностей самая сильная — это потребность состояться здесь и сейчас, то есть выжить. Weekend проследил, как русский театр выжил и состоялся в трех веках и трех государственных системах — и чем за выживание расплачивался

Еще недавно история русского театра "по вертикали" — история его отношений с государственной властью — могла быть лишь объектом научного интереса. Театр и страна менялись быстро и радикально: казалось, что весь предыдущий опыт принадлежит истории — и только ей.
Но чем дальше укрепляется властная вертикаль, тем последовательнее государство реанимирует риторику прошедших эпох русской истории. Казалось бы, умерли риторические инструменты "враги Отечества и православия", "оскорбление монархии", "тлетворное влияние так называемой интеллигенции", "подрыв устоев" или "недостаток нравственности и веры". Но сегодня их достают из гробов и равноправно используют в официальных речах, критических статьях и в живой полемике. Одновременная востребованность всей фразеологии создает неразбериху: кажется, что возвращаются и 37-й год, и николаевская Россия и брежневский застой — но не могут же они вернуться все сразу. На самом деле, разумеется, никаких возвращений не бывает, наступает что-то совсем другое. Что-то, пока еще недоступное общему взгляду. Потому что в театре своей собственной эпохи мы актеры, а не зрители.
Зато историческая хроника на глазах превращается из научной материи в путеводитель по злобе дня. Из какой эпохи и каким путем дошла до нас та или иная причудливая система отношений? При каких обстоятельствах и с какой целью власть предъявляла к театру те или иные требования? Как вели себя люди театра 50 лет назад в похожих обстоятельствах? Где мы все это уже слышали — или нам только кажется, что слышали?
Взгляду "по вертикали" открывается одна сквозная тема, вернее, сквозной парадокс. Пристальность и пристрастность, с которой русская власть относится к театру, вообще никак не соразмерна тому влиянию — неважно, дурному или хорошему,— которое он способен оказать на публику. Прежде всего, в силу объективной малочисленности этой самой публики. О совсем уж далеких временах еще можно сказать, что публики было немного, зато это были влиятельнейшие люди страны, но в XX и XXI веках уже и это неправда.
Рядом с кино, радио, телевидением и интернетом театр — всегда своего рода артхаус, даже если это лихая коммерческая антреприза. Но из культурно-властной полемики последних лет складывается впечатление, что главные властители дум и возмутители спокойствия в России — театральные режиссеры и директора театров. Что театра следует опасаться, от него надо защищаться, его нельзя выпускать из-под наблюдения. Может, это атавистический страх перед магией живого действия? Желание обуздать непредсказуемость "прямого эфира", которым остается любой спектакль? Ревность к конкурирующей власти, которая ежевечерне на несколько часов создает автономную вселенную с собственными законами?
Каким бы ни был ответ, его не стоит искать только в области государственно-политической прагматики. В нынешнем обострении конфликтов между властью и театром царит хаос интересов, влияний и мнений. Но, разумеется, если говорить вместе с главным героем и главным провокатором мирового театра, в каждом хаосе "есть своя система". Нижеследующая хроника — попытка из сегодняшней перспективы описать происхождение основных слагаемых этой системы.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни