ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 5, 2014

Трудно быть школой

Рейтинг: 98.0

Автор: Анна Титова. Русский репортер

В конце октября Департамент образования Москвы объявил о завершении процесса объединения столичных школ. Вместо 1500 учебных заведений появилось 750 многофункциональных образовательных комплексов. Аналогичные процессы происходят и в других регионах России. Одни школы (попроще) благодаря слияниям получают новые возможности — другие (продвинутые) теряют смысл своего существования, их учителя, родители детей и сами дети выходят на митинги протеста. Корреспондент «Русского репортера» попыталась разобраться, что приобрели и потеряли в результате реформы столичные школы.

Зачем вообще понадобились эти слияния и поглощения? Официальных версий несколько. Версия первая — банальная экономия. Слияния и поглощения нужны для адекватной оптимизации людских и материальных ресурсов. Недоброжелатели добавляют: а заодно власти освобождают от элитных школ не менее элитные московские квадратные метры. Версия вторая — слияния повышают управляемость: теперь каждый директор подчиняется не чиновнику окружного управления образования города, а напрямую людям из департамента. Да и кадровый состав под предлогом оптимизации можно сильно перетряхнуть.

Наконец, версия третья (и главная) — все это ради изменения общей температуры по больнице в лучшую сторону. Разрыв между очень сильными и очень слабыми школами Москвы действительно слишком велик. Считается, что чем он меньше, тем выше общий уровень образованности населения. Лучших результатов на этом пути добились финны, а в Южной Корее, например, и вовсе каждые несколько лет происходит ротация учителей. Причем официальная формулировка так и звучит: в отдельных школах не должны складываться слишком сильные педагогические коллективы — потому что все дети должны получать равное образование. Нечто подобное произносят и российские реформаторы. Крылатыми стали слова, оброненные главой департамента образования Исааком Калиной: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».

Так или иначе, нынешняя принудительная «коллективизация» образования идет нервно и очень скандально. В постоянно меняющихся правилах игры крайними оказываются директора учебных заведений. Именно их глазами мы решили посмотреть на ситуацию. Далее — три разные истории объединения. Катастрофическая, приемлемая и успешная.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни