С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам, итоговые цифры в каждом регионе будут свои, так как окончательные решения принимают региональные службы по тарифам на основании федеральных коридоров индексации. В одних регионах показатель может оказаться ниже, а в других выше. Наименьший рост, по данным депутата, будет в Амурской области и Республике Алтай, а самый высокий — в Пермском крае, Архангельской и Кемеровской областях. Кстати, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2024-2026 годы, рост тарифов ЖКХ на 2025 год планировался в размере 5,7%. Но наверху подумали и решили удвоить прогнозный показатель. Инфляция, понимаешь. Да и кто сейчас вспоминает эти прогнозы:
Увеличение платы за право жить в своей стране стало чем-то неизбежным, как наступление лета или зимы, хотя даже климат на планете заметно мягчеет. Рост цен на услуги ЖКХ, как и подорожание топлива, влечет за собой удорожание всего и вся. Ко всему прибавляется запредельная ставка рефинансирования, которая неизбежно подстегивает рост цен. В результате мы имеем официальную инфляцию в 9,5% и реальную инфляцию на элементарные товары и услуги, которая уже многие годы выражается в двузначных цифрах.
За весь этот ставший традиционным хоровод цен в конечном счете расплачивается массовый потребитель. Причем чем ниже доход, тем выше ценовая нагрузка. В прошлом году Росстат радостно сообщил, что бедных в нашей стране стало на 1,7 млн меньше, а за чертой бедности остается лишь около 10 млн человек. Но если мы скажем, что это, по классификации Росстата, люди, которые живут на доход меньше 15 тысяч рублей, при этом отдают до половины за услуги ЖКХ, то назвать их бедными язык не повернется. Скорее подходит определение «нищие». Соответственно, как считает Росстат, те у кого выходит 16 тысяч рублей в месяц, — это богатые?
Неизбежное повышение цен на услуги ЖКХ у нас важно называется «регулирование тарифов естественных монополий». Объясняют просто: все растет в цене, поэтому вода, свет, тепло, мусор также обязаны дорожать. А еще, знаете ли, трубы, провода надо менять, и для этого тоже нужны деньги, много денег. И попробуйте с этим поспорить. Эту гонку цен некому остановить. Она фактически узаконена государственными органами, никто против не выступает. Разве что КПРФ время от времени предлагает снизить тарифы или вообще национализировать сферу ЖКХ, чтобы прекратить тотальное воровство и увод в офшоры миллиардов и миллиардов, но это в верхах давно воспринимается не как здравое предложение, а как ритуальное действо.
Исполнительная власть непреклонна. Даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не возвышает свой голос. По сути, нет структуры, которая бы остановила безудержный рост цен и защитила потребителя. Только и слышим: цены вырастут на то и на это — а к этому миллион оправданий.
Как это происходит, покажу на примере. Услуги мобильной связи с 2021 года подорожали в среднем вдвое. Причем независимо от компании. Еще пару лет назад ФАС делала вид, что пытается сдержать процесс, выступала с грозными заявлениями, даже штрафы накладывала. А потом, будто по команде, отступила. Мне удавалось самому ограничивать алчность компании МТС, направляя туда письменные претензии со ссылками на законы, запрещающие это делать. Есть статья 14.8 КоАП, запрещающая ущемлять права потребителя, есть статья 310 Гражданского кодекса, которая говорит о недопустимости изменения договора в одностороннем порядке. К тому же я использую не более половины трафика, включенного в тариф. Нет никаких оснований для повышения платы. Однако за последние четыре года этот рост в среднем составлял 15% ежегодно, то есть выше инфляции. У моей супруги, которая жалобами себя не утруждала, цена за такие же услуги выросла вдвое.
Пару месяцев назад я отправил в ФАС жалобу на очередной необоснованный рост платы за мобильную связь. В ответ получил отписку со ссылкой на маркетинг все той же компании МТС. Суть ответа в этой фразе: «Рост доходов ПАО «МТС» от повышения тарифов находится на сопоставимом уровне с ростом расходов хозяйствующего субъекта, в связи с чем указанное повышение стоимости услуг связи является экономически обоснованным». Иными словами, МТС больше с нас берет, но и больше тратит. На что тратит? До этого никому нет дела.
То есть с нас берут больше денег за связь, от которой мы физически не можем отказаться, потому что, например, МТС вздумала с утра до вечера по всем телеканалам крутить ролики с актером Нагиевым, которые восхваляют эту «замечательную» компанию, так хорошо устраивающую его быт и личную жизнь. А нам, клиентам МТС, какой прок с этого, кроме убытков? За те же четыре года качество связи компании МТС упало. Например, 23 февраля эта компания лишила меня возможности поздравить родных и друзей с Днем защитника Отечества. А на мою жалобу последовал традиционный ответ в коротком СМС: «В ближайшее время перспективы развития сети в указанном районе отсутствуют». Нет связи — и все тут. А регион, о котором идет речь, — это Москва и Подмосковье. На качество работы МТС жалуются сегодня очень многие. Обостряется проблема мошеннических звонков, а сим-карты компании продолжают продавать без документов у вокзалов. И вместо улучшения услуг колоссальные деньги тратятся на бессмысленную телерекламу.
Официальный ответ ФАС я направил в пресс-службу этой компании с просьбой объяснить ситуацию и ответить на вопросы. Реакция говорит о том, что ФАС не намерена обсуждать тему повышения тарифов связи. Как, впрочем, и рост тарифов ЖКХ.
Сейчас неправящие партии пытаются пробить через парламент законопроект, который хотя бы слегка ограничил торговые надбавки. КПРФ даже объявила по этому поводу опрос: нужно ли задать верхнюю планку аппетитам торговых сетей, которые у нас, по сути, превратились в монополистов? Какой тут визг и шум поднялся! Всевозможные эксперты на все голоса пугают страну дефицитом. Хотя логики здесь нет никакой. Дефицит образуется не из-за того, что торговля перестает торговать, а из-за того, что производитель перестает производить.
Именно это у нас происходит из-за монополизма и диктата торговых сетей. Они почему-то считают, что вырастить корову, содержать ее и доить гораздо легче, чем продавать молоко. И поэтому молоко у производителя забирают по 30 рублей за литр, а продают нам по 100 рублей. Как и в случае с ржавыми трубами и порванными проводами, вам навешают лапшу на уши в виде мифа о несчастных торговцах, которые сбиваются с ног, строя замечательные магазины и расширяя торговые сети, снимают с себя последнюю рубашку, чтобы нам было удобно купить хлеб с маслом. На самом деле монополизм и сговор в так называемом ритейле запредельный, именно там остается львиная доля прибавочной стоимости от так называемых товаров первой необходимости, без которых не может жить человек.
Бесконечные разговоры о создании в Москве и в других мегаполисах площадок для сбыта этих товаров производителями напрямую потребителям ни во что не выливаются. Причина все та же: монополизм торговых сетей и потворство этому монополизму со стороны властей. И ФАС здесь по формальным признакам не видит никаких монополий, никакого сговора и картелей: дескать, сетей много, они разные. Только вот цены почему-то одинаково растут тут и там.
Как, впрочем, и в истории со связью, где, по мнению ФАС, нет монополий, а есть лишь «доминирующее» положение некоторых компаний. А по факту цены у этих компаний одинаково запредельные при отвратительном качестве услуг.
На одной из встреч с главой ФАС Максимом Шаскольским председатель правительства РФ Михаил Мишустин напутствовал: «Вы возглавляете ведомство, которое фактически имеет все необходимые инструменты для мониторинга и в том числе реагирования на возможные варианты необоснованного повышения цен на социально значимые товары. Это очень важная функция и задача, особенно в условиях санкционных ограничений. И от вашей системной работы зависит напрямую благополучие наших граждан». Вот они и работают — или просто обозначают свое присутствие.
При этом пропагандисты и всевозможные эксперты нас убеждают: цены растут во всем мире. Ложь! Даже в такой густонаселенной стране мира, как Китай, в минувшем году цены на продукты не только не росли, но даже падали. В полном соответствии с законами рынка: больше товаров — ниже цены — выше уровень потребления. И ставка рефинансирования там в 7 (!) раз ниже, чем в России, а потребкредит можно взять под 2,5%. Почему? Потому что там жесточайшая конкуренция и есть кому защитить потребителя от необоснованного и непрекращающегося роста цен. Кстати, наценки торговых сетей в России выше, чем в Европе и в США.
Между тем
Как было сказано в Послании президента Федеральному собранию, на модернизацию инфраструктуры ЖКХ требуется 4,5 трлн рублей на пять лет. Примерно столько же необходимо и на развитие связи. А теперь догадайтесь, кто за это заплатит. И совсем необязательно, что через пять лет трубы перестанут протекать, а связь пропадать даже в ближнем Подмосковье. Вспомните, что тарифы ЖКХ растут ежегодно, при этом износ сетей достиг в некоторых регионах 70-80%. Так что рост цен на «коммуналку» никак не влияет на качество предоставляемых услуг, он зависит лишь от жадности тех, кто сидит «на трубе». Сфера ЖКХ находится в системном кризисе, из которого никто не знает выхода. Но исполнительная власть видит этот выход лишь в регулярном повышении тарифов...