ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 22, 2024

Со всей русской безысходностью

Рейтинг: 0

Автор: Коммерсантъ Weekend. Коммерсантъ Weekend

Если искать образ «русского пьянства» в живописи, то на ум сразу приходит «Последний кабак у заставы» Василия Перова: картина, в которой не изображено ни пьянства, ни пьяниц, ни застолья, ни запоя — только безнадежность. Анна Толстова — о том, каким безлюдным оказался алкоголический пейзаж у Перова.

При всей общечеловеческой ценности пьянства вера в то, что все народы, коим не запрещает религия, пьют, но каждый пьет по-своему, неистребима. Отчасти в этом повинно искусство, предоставившее заинтересованной публике целую галерею национальных образов пьянства. Взять, к примеру, народы, живущие бок о бок и говорящие практически на одном языке: фламандцев и голландцев. Вряд ли ассортимент напитков и закусок в кабаках Антверпена и Лейдена отличался так уж разительно — то ли дело в социальных различиях между заказчиками, то ли в эстетической пропасти между католичеством и протестантизмом,— только застолья у Якоба Йорданса — это пиры богов, почему-то принявших облик людей, а у Яна Стена — грязные попойки не без скабрёзности, даром что и тот и другой пишут своих вакхантов и вакханок с самих себя, жен, чад и домочадцев. Если же говорить о русской школе, то, пожалуй, главным претендентом на лавры Йорданса и Стена как выразителя национального алкогольного духа будет передвижник Василий Перов (1833/1834–1882), но речь не о тех его картинах, где пьянство изображено непосредственно.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни