ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 21, 2018

Распределительная вертикаль

Рейтинг: 0

Автор: Ольга Филина. Огонёк

Сто лет назад большевики отменили частную собственность на недвижимость в городах: под предлогом наделения всех нуждающихся «жилплощадью» вводился тотальный контроль за бытовой жизнью человека, а сам жилищный фонд оказался в ведении НКВД. Квартира превратилась одновременно и в вожделенную мечту, и в орудие репрессий. А существование граждан в стране определяла с тех пор распределительная вертикаль, которая «прошила» все сферы жизни (от продовольственного пайка до места на кладбище). Принцип торжествовал простой: не только желаемое, но и жизненно необходимое купить нельзя, можно только получить от власти, которая единственная и определяла — кому, сколько и что дать. «Раздаточная экономика», правда, и до большевиков процветала в России, и после них осталась. Феномен изучал «Огонек».

Не было еще Советской России, а ее будущий вождь уже задумался о значении квартирного вопроса. «Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью рабочего в квартиру богатого человека,— рассуждал Владимир Ленин почти за месяц до революции в работе с красноречивым названием "Удержат ли большевики власть?" и далее описывал, как это следует сделать.— Наш рабочий отряд милиции состоит, допустим, из 15 человек: два матроса, два солдата, два сознательных рабочих, затем 1 интеллигент и 8 человек из трудящейся бедноты, непременно не менее 5 женщин, прислуги, чернорабочих и т.п. Отряд является в квартиру богатого, осматривает ее, находит 5 комнат на двоих мужчин и двух женщин: "Вы потеснитесь, граждане, в двух комнатах на эту зиму, а две комнаты приготовьте для поселения в них двух семей из подвала"...» Вот незамысловатый способ «квартирного передела» — с принудительным распределением «жилплощади» и приказами потесниться,— гарантировавший, по мысли вождя революции, авторитет власти: «социально близкие» в описанной схеме премировались лучшим жильем, а «социально чуждые» наглядно понимали, кто здесь хозяин. И все приучались слушаться.

Получив возможность реализовывать идеи на практике, большевики издали, как теперь бы сказали, «пакет законов», касающихся жилья и отменявших поочередно: право наследования, купли-продажи, а потом и владения квартирой. Апогей настал сто лет назад, когда ВЦИК подписал декрет «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах», и «рабочие отряды милиции» с матросами, солдатами и «непременными женщинами» — все согласно мечте Ленина — реально явились на пороги «богатых квартир». Наступала эра коммуналок и тотального обобществления, когда само понятие «частнособственнические интересы» превратилось в ругательство.

Справедливости ради заметим, что революционеры набросились на чуть живое: нет и не было в нашей стране ничего более мимолетного, чем частная собственность.

— Мало кто знает, но «приватизированным» российское жилье стало только после реформ 1861 года,— поясняет Ольга Бессонова, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.— Скажем, до Александра II дворяне, даже когда Екатерина позволила им не служить и при этом передавать вотчины по наследству, не могли совершать сделки по купле-продаже или залогу имения без разрешения центральных ведомств. Только в эпоху Великих реформ фабриканты стали собственниками жилья при своих заводах, а крестьяне получили в индивидуальную собственность свои дома. И надо честно сказать, что этот эпизод, связанный с созданием слоя частных собственников в России, выбивался из ряда вон: наша страна всегда тяготела к «раздаточному» типу экономики больше, чем к «рыночному». Особенно это проявлялось в отношениях с недвижимостью. Механизм раздачи жилья под условие службы государству сложился у нас задолго до прихода коммунистов, и последние просто усовершенствовали его до предела возможного.

Залпом из нескольких декретов Советы фактически вернули в «государево лоно» весь жилищный фонд. И, обратив время вспять, сделали предельно заметной свою «раздающую руку» — так, чтобы не только купля-продажа недвижимости, но и всякий вздох в ее стенах совершался с разрешения «центральных ведомств».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни