ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 26, 2017

Размышления «диалектического» дилетанта

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Фомов. Знание-сила

У человеческой истории есть одна удивительная особенность. Она не делается помимо текстов и даже – существенным, коренным образом от них зависит. Это касается, думаем мы, даже времен, предшествовавших изобретению письменности: на поведение людей, в том числе массовое (что такое история, как не массовое поведение?), способны решающим образом влиять и устные тексты. Но мы на этот раз будем говорить о текстах письменных. Они, как известно, отличаются от устных уже хотя бы тем, что способны отделяться от своих авторов, расходиться по свету в тысячах экземпляров, все более теряя связи со своими первоисточниками, со смыслами, которые вкладывали в них те, кто их написал, – и все более насыщаясь смыслами совсем иными. Удобными или понятными для тех, кто эти тексты читает и использует.

Так возникают тексты с особым историческим статусом: тексты-матрицы, собирающие в себя множество разнородных толкований – и в конце концов взрывающие исторический процесс изнутри. Придающие ему совсем другое направление.

И что, неужели вправду дело в текстах? В том, что какие-то книги были прочитаны именно так, а не иначе, что из них сделали именно такие, а не совсем другие выводы? И мыслимо ли в принципе «единственно правильное» прочтение? Об этом волей-неволей задумаешься, как только становится ясно, что события, запущенные буквами, написанными однажды на бумаге, повлекли за собой несметное количество жертв и бесповоротно изменили несчетное количество судеб.

Ответственны ли авторы этих текстов за те процессы, которые вызываются, стимулируются, провоцируются их творениями? Могут ли они вообще быть за это ответственными?

Именно такова оказалась судьба текстов, о которых у нас – в свете наступающего столетнего юбилея известных событий 1917 года – и пойдет сегодня речь: философских работ Гегеля, «Капитала» Маркса и «Апрельских тезисов» Ленина. Даже не очень внимательный читатель, особенно учившийся в советское время, сразу видит, что все эти тексты связаны между собою прямой линией. Как могла возникнуть эта линия? Какое прочтение написанного на бумаге повинно в том, что история XX, а вслед за тем и XXI века оказалась такой катастрофичной? Возможно ли прочитать эти «тексты-матрицы» иначе – и что это даст?

Попробуем разобраться.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни